Медвежий Угол.
Беседа с иеромонахом Данатом (Мисюковым), настоятелем храма Св. Димитрия Солунского с. Теплоклоключенка, Иссык-Кульской области.
Так сложились обстоятельства, что за сутки нам довелось побывать в красивейших местах - в горном ущелье близ Теплоключенки и в урочище Джеты-Огуз. Узкое, скалистое ущелье c бурной речкой... Громадные горы, причудливо изваянные ветром и водой... Расколотая надвое гора «Разбитое сердце»... Дивен мир божий!
Состоялись встречи c друзьями в каракольском «Содружестве славян Иссык-Куля», в прошлом году взявшими, на себя ответственность за проведение фестиваля славянского искусства - «Благовест». Организация переживает трудное время - идет поиск путей развития, сопровождающийся дроблением коллектива. A путей, собственно, всегда два - первый - служение Богу, и людям, второй чреву. И мы рады, что часть «Содружества» во главе c Сергеем Александровичeм Устимовым выбрали первый путь.
Одно из самых сильных и неожиданных впечатлений поездки - храм c. Тепоключенка - свежеструганный барабан центрального купола, сам купол необычной, старинной формы, два новых крыльца...
Приветливый отец Данат провел нас по храму, охваченному реставрационными работами, организовал поездку в ущелье.
- Отец Данaт, по виду Теплоключенского храма можно предположить, что на приходе происходит какое-то оживление. Это ведь самая старая православная церковь в стране?
- Храм был основан 26 марта 1898 года. Имеется его фотография 1913 года.
- Конструкция церкви претерпела реставрационные изменения: Скажите, они осуществляются по первоначальному проекту или как придется?
- Когда мы начали менять два крыльца, я не учитывал имеющуюся фотографию - из-за ветхости, была нужна их срочная замена. Когда же приступили к ремонту самого храма, то стало ясно, что требуется его воссоздание в первоначальном виде. Я планирую, может быть, не сразу, переделать эти крылечки по старому образцу. Том что мы сейчac реконструируем - все размеры барабана, «маковки», все окошечки, все-все выполнено строго по пpeжнему проекту. Наша цель - воссоздать храм, не менее чем на девяносто процентов, таким, каким он был задуман в ХIХ.в. русскими людьми.
- Почему только на девяносто?..
- Внутри храма есть некоторые особенности интерьера, которые мы уже не можем восстановить. Неизвестно, например, какая была окраска. При снятии штукатурки был обнаружен первый темно-красный, слой. Конечно, такую раскраску сегодня мы делать не будем. Во-вторых, когда снималась штукатурка с внутренней стороны купола, были обнаружены, наслоения советского периода (они сняты на видео-камеру), когда в здании начодился клуб. Не найдена первоначальная роспись, хотя она, несомненно, была. Эти детали не подлежат восстановлению.
- Сохранились ли фотографии внутренних помещений?
- Нет. Но когда мы проводили внутренние работы, то поняли, что в храме первоначально было шесть сводов арочного типа. Поэтому первым делом. воссоздали арки, - где-то наращивали, где-то удлиняли. Внутри получилось как бы три несимметричных «зала». Мы не стали ничего менять, оставив все так, как оно было в XIX веке.
- Арки теперь подобны аркам знаменитой алматинской церкви 3енкова, использовавшего в создании шедевра детали интерьера каракольского храма?
- Да, арки такого типа.
И еще один не подлежащий восстановлению фрагмент - мы не знаем, каким был иконостас. Сейчас при заново возведенном куполе, иконостас оказался низковат - его нужно будет приподнять, сделать более высоким.
- Что можно сказать об имеющихся иконах?
- В основном это иконы, доставленные из прежнего храма, который располагался на улице Гагарина. Оттуда в первые годы перестройки крестным кодам иконы были перенесены в сеrодняшнее здание. Самая старая икона – это икона Иверской Божией Матери.
- На ней дивный, стариный оклад и своеобразное изображение Богоматери и Младенца.
- Икона интересная... Может быть, она написана с нарушениями традиций иконописи, но это икона местная, намоленная и чтимая.
- Известна ли история храмовых ценностей?
- Мы пытались узнать что-то от сельскик старожилов... В советское время храм был закрыт - до и после войны в нем никто не размещался. Сейчас кое-кто возвращает богослужебные, духовные книги, которыми пользовались жители села. Из утвари почти ничего не сохранилось. Все, что мы имеем - привозное, даренное.
- Еще старые иконы имеются?
- В алтаре находится старая икона на деревянной основе, и в помещении храма есть две-три иконы предположительно XIX в. Мною из России были также привезены Крест и икона-тройничок XVII века.
- Какова оказалась судьба храма в советское время?
- Здание использовалось не по назначению. До войны оно было частично разрушено, потом его перестроили - изменили само помещение, сняли купол, колокольню, переделали крыльцо с южной стороны. Здание использовалось под клуб, много лет там была библиотека, потом его отдали пионерам - там принимали в комсомол, был кинотеатр, танцевальный зал... Известно, что рядом, в парке стоял памятник Сталину.
Сейчас много людей отсюда уезжает. Я сделал ряд записей бесед с ними, в которых оказалось много противоречивых сведений. Но кое-что совпадает. Эти бабушки в то время были девочками, они все видели, всем интересовались. По их воспоминаниям можно написать достаточно достоверную историю села и храма.
- Каковы сегодня Ваши прихожане?
- По моем. приезде ‚сюда в церковь ходила маленькая группа бабушек, со сложными взаимоотношениями
между собой. C помощью Божией и Св: Димитрия Солунского сейчас к нам сознательно примкнули школьные педагоги, не по одному, а целыми семьями, вместе c детьми. Теперь это постоянные, активные прихожане. Но, к сожалению, поток славян, выезжающих из села, не сокращается. Я считаю, что сегодня мы должны задyматься, что будет c нашими приходами через три - пять - десять лет.
- Батюшка, все же странно: на фоне дyxoвной, культурной, бытовой деградации, вопреки логике u неизвестно зачем возводится храм, набирают силу строения u приход. Что происходит?
- Трудно сказать.... Я думаю, за нас кто»то очень сильно молится. И происходит духовное возрождение. Мы делаем должное, часто надеясь на свои силы,, забывая, что возрождение церковной жизни началось и зависит не от нас - мы только орудия в руках Господних. Происходящее - промыслительно, оно - от Бога. Прекрасно, что сегодня, в сложных экономических условиях, среди людей, жаждущих земного благоденствия, поднимаются храмы и, видимо, грядет подъем духовный. Пусть нас будет мало, но мы станем сплоченные, начнем жить одной семьей, в большей степени станем соответствовать званию христиан.
- Каковы Ваши планы на обозримое будущее?
- Мне хотелось бы привести все в порядок. Первое - воссоздать храм, насколько возможно, в первоначальном виде. Второе - улучшить огpaду. Сейчас идет сложный процесс по расширению нашей территории. B связи c безответственной передачей властями храма общине, он потерял много законной земли.. Сейчас вернyть ее очень трудно. Но если сегодня мы этого не сделаем, то через 3-5 лет не сделаем уже ничего. Храм, конечно, c Божьeй помощью, поднимется, a вот земля, парковая зона вокруг храма - ее обязательно нужно отстоять. Храм находится в центре села. Это удобное место на центральной дороге, где проезжает много туристов, приезжих, поэтому он должен иметь соответствующий вид. Это не скит в горах, это - церковь, символ Православия. Там, где восстанавливается храм, люди обычно объединяются в благочестивом порыве - православные, мусульмане, местные жители. Воссозданный храм покажет окружающим, что Православие не умерло, оно не «выезжает» из страны. Здесь - интересы России, интересы русских людей.
Если мы отстоим эту территорию, то сделаем хорошую ограду, укрепим. Доступ для посетителей будет открытым (часть территории - парковая зона), конечно, c соблюдением правил приличия. Позже планируется возведение построек - братского корпуса, школы, библиотеки... Планы большие.
- Какие складываются отношения с местными мусульманами?
- Не знаю, как обстояли дела у моих предшественников, в Караколе, вообще, на Иссык-Куле.... Лично y меня и c прежним, и сегодняшним имамами отношения хорошие. Более того, - они дружественные. Мы помогаем друг другу материально, поддерживаем морально и, самое главное, y нас есть понимание по некоторым вопpосам - в отношении сектантства, просвещения молодежи, нравственного роста прихожан. Догматические вопросы из взаимного уважения, нами не затрагиваются. Оба мы веруем в Бога, оба выполняем свои нелегкие обязанности. Мне кажется, наши отношения и в дальнейшем должны получить развитие - у нас есть общие проблемы- мы теряем молодежь, теряем паству из-за активности сект.
- Как удается решать финансовые вопросы? Что-то изменилось в этом отношении за годы вашего служения здесь?
- К сожалению, из трех тысяч проживающих в селе славян (в основном это - номинальные православные), большинство не принимает никакого участия в удовлетворении нужд церкви. Как и прежде сохраняется община в 20-30 человек. При этом, у нас есть пять-шесть семей, которые могли бы, при желании, возвести храм, буквально, из золота. Сейчас наши финансовые вопросы решаются с помощью благотворителей из России, Узбекистана, Казахстана.
- Ваши пожелания читателям....
- Желаю вам лично и всем читателям газеты здоровья. Поздравляю с приближающимся праздником Пасхи Христовой. Нам, православным, нужно объединяться, нужно больше просто любви. И помнить слова Н. В. Гоголя, вложенные в уста одной героини «Мертвых душ»: «А мы серенькие. Вы полюбите нас серенькими - беленькими нас каждый полюбит». Так вот нам нужно научиться любить «сереньких» - людей с грехами и страстями. А благочестивых любить легко. Так что, дай нам Бог больше любви, понимания, взаимного согласия. А если есть любовь, то сердца человеческие раскрываются, и может начаться действенное милосердие - будь то возведение храма или малая милостыня нищему, ребенку.
- Чтo еще?..
- Еще надо заниматься самообразованием, не довольствуясь образованием официальным. В частности, читать русскую классику - Лескова, Мельникова-Печерского, Гоголя, Достоевского, отчасти Пушкина и т. п... Это были люди глубоко верующие, соблюдающие посты, посещающие храмы. Классика - наше богатство, это - язык, развитие мысли, это углубление нашей веры. Мы даже можем по русской классике изучать (с бытовой стороны) напрочь утраченные традиции Русской Церкви. Мы не сохранили этих традиций - имеются лишь их фрагменты, сохранившиеся в литературе. Должно любить классику, а не уничтожать ее. Надо создавать общественные библиотеки (как это ни странно покажется при сегодняшнем развитии техники). Сегодня в России издается великолепная православная литература. Великолепная!.. Нам нужно вкладывать средства в завоз этих книг, организовывать избы-читальни, работать с населением через хорошую литературу. Ведь книга всегда остается книгой - никакая техника заменить ее не сможет.
- Это рекомендуется всем категориям верующих?
- Всем - верующим и неверующим; тем, кто уже нашел Истину, и ищущим ее. Это мое глубокое убеждение...
Беседовал Ю. Анасасьян с. Теплоключенка, март 2009 г.
газета БЫЛЬ № 68. По благословению митрополита Бишкекского и Среднеазиатского Владимира.
|