На Геральдических щитах.
Нелепый миф до сих пор гуляет среди некоторых зашоренных обществоведов: якобы до 1917 года никаких гербов в Кыргызстане не было. Советская власть, дескать, принесла на Тянь-Шань то-то и то-то, а заодно и современную геральдику виде гербов и флагов. Однако - ничего подобного!
ЕЩЕ B ДРЕВНЕМ эпосе "Манас" упоминаются гербы-тамги и боевые стяги. A ровно сто лет назад, в 1908 году, санкт-петербургские герольдмейстеры утвердили поразительно красивые гербы трех кыргызстанских городов.
Золотая звезда.
Нашелся и замечательный герб Пржевальска - Каракола. Аналогов ему на просторах Российской империи не было. Вслушайтесь в музыку официального описания, специально стилизованного ровно сто лет назад под еще глубокую старину: «В черном щите серебряный глобус с золотым меридианом и подставкою, сопровождаемый сверху золотою о пяти лучах звездою. В золотой оконечности щита два накрест положенные червленые колосья, обремененные в точке пересечения натуральною пчелою. В вольной части герб Семиреченской области. Щит увенчан серебряною о трех зубцах башенною короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою».
Но и загадок в этом описании хватает.
Что именно означают серебряный глобус с его меридиональными причиндалами и, главное дело пятиконечная звезда?
Разгадка – в хранящемся в Центральном государственном историческом архиве в Петербурге первоначальном немного наивном проекте пржевальцев - каракольцев. Они просто-напросто нарисовали памятник великому путешественнику Николаю Пржевальскому в окрестностях своего городка плюс все те же ульи и землепашец.
В переводе c лаконичного геральдического языка золотая звезда и глобус c меридианом да "подставкою" - символы выдающихся географических открытии. А "нaтурaльная пчела'' с колосьями... В общем, вполне понятно.
Заодно надо пояснить, что на всех трех наших гербах "башенная корона o трех зубцах" обозначaет ранг города - уездный центр. Таковыми и назывались Пишпек, Пржевальск и Ош. Иногда гербы имелись и y городков рангом пониже, "безуездных". Ими в дореволюционном Кыргызстане считались Токмак и Узген, Джалал-Абад и Нарын. Были ли y них гербы - вот в чем вопрос.
Продолжим необходимые пояснения. Вольная часть - почетная геральдическая фиryра в виде прямоугольника в одном из углов щита. Вольная часть применялась в гербах городов, где помещалась эмблема ryбернии или области. Пишпек и Пржевальск относились к Семиреченской области, Туркестанского края. Так что в вольной части наличествовали крохотные гербики Семиречья: cвящeнный полумесяц (мусульманский край!) и семь миниатюрных российских государственных орлов.
Александровская орденская лента присутствовала в гербах областей, градоначальств и гербах уездных городов. Эта лента c двумя золотыми колосьями - для городов, отличающихся земледелием и хлебной торговлей. Самый раз для Пишпека и Пржевальска. Александровская лента c двумя золотыми виноградными лозами - для городов, занимающихся виноделием или просто виноградарством. Например, для Оша. Но это - уже иная геpальдичеcкая история.
Золотые пчелы.
Самая удивительная история - у старинного герба нашего Пишпека. И к этой истории слегка причастен автор этик строк.
Дело было ровно тридцать лет назад. Столица Кыргызстана - город Фрунзе готовился отмечать свое 100-летие, которое отсчитывали c 1878 года, когда уездные должностные лица, включая воинского начальника и повивальную бабку (официальный титул акушерки), переехали из Токмака в Пишпек. Увы, никто не слушал археологов, давно установивших, что города Джуль, Пакап и Тарсакент на месте нашего мегаполиса возникли еще в шестом веке нашей эры. Как бы то ни было, студенту Московского историко-архивного института Тузову захотелось к юбилею, пусть и чисто условному, выяснить: был ли доpeволюционный герб у Пишпека-Фрунзе?
Преподаватель истории государственных учреждений, выдающейся профессор Николай Петрович Ерошкин, пусть будет ему земля пухом, рефреном повторял нам на лекциях: "Ищите в опубликованном, только потом идите е архивы!"
Увы, но в книгах и статьях по истории Пишпека - Фрунзе и Киргизской ССР о нашем городском гербе ни словом не упоминалось.
Зато маленькая но очень важная зацепка нашлась в солидном редкостном (год издания - 1900-й!) справочнике барона Петра фон-Виклера о местных гербах Российской империи. Меленьким шрифтом на обороте титульного листа указывалось:
"Герб Пишпека не публикуется как не получивший высочайшего утверждения." Так-то вот "высочайшее" означало, что самолично государю императору полагалось каждый городской герб утверждать! Вот и первое открытие: пишпекцы хотели свой герб заиметь, да сие благое начинание тормознули. Но надо искать дальше.
В центральном госархиве Киргизской ССР тоже только развели руками: "О гербе Пишпека ничего не знаем". Пришлось по доброму совету профессора Ерошкина отправляться в библиотеку и сплошь просматривать огромные толстенные тома "Полного собрания законов Российской империи". Там, среди особых томов "Чертежей и рисунков", и должен был непременно отыскаться пишпекский герб, если таковой вдруг царь-батюшка всемилостивейше одобрить все ж таки соизволил когда-нибудь.
Библиотекарям быстро надоело таскать один за другим тяжеленные томища дотошному студенту. Разрешили пойти в хранилище, тесно заставленное стеллажами книг, и даже стульчик предложили. Просмотр черно-зеленых с золотом талмудов оказался очень даже интересным.
Оказывается, российские императоры визировали не только все государственные законы, но и любые изменения конституций, военных и гражданских мундиров, а также, как говорил герой великой комедии Грибоедова, "в мундирах выпушки, погончики, петлички". Аналогично сугубо личный императорский "одобрям-с" требовался и многочисленным местным эмблемам – губернским, областным, городским и уездным. Тем более – общегосударственным регалиям.
...Вдруг – о чудо! – из одного из томов выпал большой рисунок: в центре двуглавый орел на щите, который держат архангелы, по окружности – гербы разных исторических областей в составе империи, в том числе - Туркестана. Сверху - имперский девиз: "Съ нами богь!".
Но это открытие - только для себя лично. Следы по геральдике знают, что собственно двуглавый орел считался Малым гербом Российской империи, a передо мной - большой герб.
Ну и отличие, a где же совсем крохотный герб Пишпека? Быстрее бы нашелся, а то крутые томища "Полного собрания законов" выходили в свет, запаздывая на несколько лет, и обрываются на 1913 годе. Лишь бы успел император одобрить пишпекскую затею до 1913-го!
Успел! В томе за 1908 год фигурирует высочайшее одобрение "Гeрбa уездного города Пишпека Семиреченской области". Красотища, ничего не скажешь: "В лазуревом щите серебряный пояс, обремененный тремя лазуревыми лемехами в ряд. Сверку и снизу пояса по одной золотой пчеле. В вольной части герб Семиреченской области. Щит увенчан серебряною о трех зубцах башенною короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою".
Подарок к юбилею города получился замечательный. Герб нашелся, понимаешь.
Тут очень кстати само так называемое столетие Пишпека – Фрунзе решили отпраздновать годом позже. Главным гостем на условном юбилее предстояло быть члену Политбюро, секретарю ЦК КПСС Константину Черненко. Эта особа, приближенная к «советскому императору» Леониду Брежневу, пожелала совместить поездку во Фрунзе с ностальгической экскурсией летом 1979-го на погранзаставу на китайской границе, где Константин Устинович служил в далеких 30-х годах.
Пока Черненко готовился ностальгировать, у студента – историка – архивиста появилась возможность позаниматься в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде, где, помимо всего прочего, хранятся и материалы департамента герольдии.
Там тоже ждала находка-открытие-сенсация. Примитивный рисуночек из Пишпека конца Х1Х века. Искомый проект пишпекского герба. Землепашец конным плугом пашню пашет, a рядом - пчелиные ульи. Мол, основные занятия многих жителей города - земледелие и пчеловодство. Эту идею герольдмейстеры и оформили высокохудожественно. Вместо землепашца c плугом - серебряные лемеха, вместо ульев - золотые пчелы.
Правда, пока герб дожидался переделки и утверждения, в Пишпеке большинство жителей из крестьян стали разными чисто городскими колесных дел мастерами, столярами и прочими плотниками. Ну да из истории слов и рисунков не выкинешь. Факт, что уездный Пишпек первоначально был большой деревней.
Золотой полумесяц.
Если хорошенько порыться в опубликованных материалах и архивных сокровищах, то выясняются удивительные вещи. Так называемый проклятый царизм организовал вполне демократическое обсуждение проекта ошского герба. Впрочем, какой он там проклятый, в реальности c 17 октября 1905 года в России была конституционная монархия c полноправным парламентом и широким местным самоуправлением.
Так вот, о местном самоуправлении. Ошские городские и уездные власти тщательно собрали мнения самых уважаемых людей - мусульманского и православного духовенства, интеллигенции и купечества.
Вектор мнений определился четкий: герб обязательно должен запечатлеть одну из великих святынь мусульманского мира и вообще Старого Света - гору Тахт-и-Сулейман (Трон Соломона), уникальным образом окруженную городскими кварталами Оша.
В процессе подготовки гербового проекта собpaли множество преданий о священной горе, чья история связана с именами мудрейшего из мудрых Сулеймана ибн Дауда, он же цapь Соломон сын Давидов (Х век до нашей эры ), непобедимого полководца Александра Македонского (356-323 годы тоже до нашей эры) и основателя династии Великих Моголов Захиреддина Мухаммеда Бабура (1483-1530 гг.). Священная гора на гербе - памятник всем, этим трижды и многажды великим.
В описании герба говорится: "В червленом щите серебряная вершина горы, сопровождаемая сверху золотым полумесяцем рогами вверх. В нижней оконечности щита две золотые воловьи головы, червлеными глазами. В вольной части щита герб Ферганской области. Щит украшен серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя виноградными лозами, соединенными Александровской лентою".Кстати, герб Ферганской облаcти тоже нeобычeн: "В серебряном, щите лазуревый пояс, сопровождаемый тремя червлеными шелковичными бабочками".
Как попали на гербовый щитик воловьи головы? По-современному говоря, по настоянию общественности: Ош славился своими скотными рынками.
Ну и как "применялись" все эти городские гербы? Если присмотреться к архивным ластам, то довольнo широко использовались. Украшали официальные бумаги городских и уездных властен, рельефные оттиски гербовых изображений заметны на сохранившихся иногда сургучных печатях на деловой корреспонденции.
Еще городские гербы были на фуражках полицейских и некоторых других городских чиновников. После 1917-го такая фуражка, найдись ёе владелец, означала "полет на луну", как иносказательно называли в те годы расстрел. Так что такие фуражки в музеях республики замечены не были.
А вот сами цветные изображения гербов - факсимильные, потрясающе точные и красочные - в нашем Государственном историческом музее заказали художникам за большие деньги в тогдашнем Ленинграде. И бережно хранят, очень редко выставляя ценные экспонаты.
Сегодня реликвии c рaзрeшения директора музея Женишбека Чынаева, главного хранителя Акылай Шаршеналиевой и ученого секретаря Аиды Алымовой публикуются в цветном изображении в массовой печати впервые.
Hapод должен знать свои гербы.
Александр ТУЗОВ.
Фото
Владимира ПИРОГОВА.
Вечерний Бишкек
Пятница, 21 ноября 2008 г.
|