И наличники резные, сердцу близкие такие.
Мало кто из туристов, наводнивших наше побережье, знает, что Каракол - удивительный город. Встречаются на его тихих улочках совершенно исключительные архитектурные строения. Приглядишься к такому чуду - и словно спала пелена времени. В историческом наследии главного иссык-кульского города - наша память, корни и достоинство.
От юрты до маковки.
Местная свято-Троицкая церковь - первый православный храм Кыргызстана. В 1871 году, после организации самостоятельной Туркестанской епархии, из села Теплоключенка в новый уездный город переноситься войлочная походная церковь. Через пять лет на ее месте появляется кирпичное здание. Но оно простояло чуть более десятка лет. Его уничтожило разрушительное землятресение.
Новая пятиглавая святыня с колокольней была возведена из дерева.... без единого гвоздя. Строилась по индивидуальному проекту семьей местных купцов Масликовых. Освящение состоялось в 1895 году. Храм с самого начала превратился еще и в просветительский центр. Его библиотека насчитывала более тысячи экземпляров редких книг.
В советское время церковь не раз закрывали, переделывали. В ней была организована детская спортивная школа. Старожилы рассказывают, как иногда по вечерам дети пугались скорбного лика женщины, изредка появлявшейся из сумерек за окнами поруганной святыни и пристально вглядывавшейся в лица юных спортсменов.
Лишь в конце 80-х годов XX века здесь провели реставрационные работы, которые придали храму прежний облик. После этого он был передан православной общине. Сюда приходят не только верующие. Полюбоваться первозданной красотой здания, выстроенного в лучших традициях старинного зодчества, приезжают туристы со всего света. Их ожидания окупаются сторицей.
Стены сложены из тесаных бревен. Восьмигранные барабаны увенчаны шатрами с изящными луковичными главками. Поражает тончайшая кружевная резьба карнизов, фронтонов, наличников. Завораживающе смотрятся точеные детали оконных обрамление. Звонница увешана металлическими "билами" в стиле русских церквей. Прекрасно внутреннее убранство, где выделяется слезоточивая икона Тихвинской Божьей Матери - главная ценность православных христиан Кыргызстана.
Секреты Чжоу-Сы.
Уникально и здание дунганской мечети в архитектурном стиле китайской эпохи Цин, наследующей черты буддийской пагоды. Оно до сих пор поражает воображение зрителей своей неописуемой красотой и изяществом.
Ровно сто лет назад дунганская община Пржевальска пригласила для возведения мечети известного пекинского архитектора Чжоу-Сы. Он прославился тем, что прекрасно владел строительными и композиционными приемами традиционного китайского зодчества. Мастер привез с собой 20 резчиков по дереву.
К возведению фундамента, кладке кирпича и подсобным работам были привлечены местные жители. Не разгибая спины, умельцы трудились с утра до позднего вечера в течении трех лет. Учитель наносил на специально подобранное и обработанное дерево орнаменты. Его помощники вырезали причудливые кружева под неусыпным надзором.
И вот 10 мая 1910 года строительство было завершено. Остроумная система позволила мастерам обойтись без каких-либо металлических скрепляющих средств.
Опоясывающий здание многоярусный деревянный карниз украшен изображениями растений (виноград, гранат, персик, груша). Традиционные для Китая цвета - красный, зеленый, желтый - придают строению яркость, подчеркивают его оригинальную форму. Они контрастируют с выкрашенной голубой краской конструкцией кровли и отштукатуренным кирпичным "ядром" мечети.
Волнистый пологий силуэт здания вторит контурам окрестных гор. Тройные треугольные фронтоны крыши обращены на юг и на север. Тридцать золотисто-желтых опор поддерживают кровлю и формируют открытую колоннаду, окружающую мечеть по периметру. Они как бы перекликаются с рядами традиционных каракольских серебристых тополей, примыкающих к удивительному творению старых мастеров.
Говорят, что труд Чжоу-Сы и его учеников был вознагражден достойно. Но домой зодчие так и не вернулись. На пути в Китай их поджидала шайка разбойников. Живым не удалось уйти никому. Лихие люди прознали про богатый гонорар и расправились с путниками.
Где этот дом?
Историческая городская застройка составляет достойный фон областному центру. Вначале здесь строились глинобитные дома. Но после сильнейшего землятресения 1887 года предпочтение стало отдаваться дереву. Отштукатуренные срубы украшались резными деталями. Сочетание гладких беленых стен, узорных крылечек и балконов, профильной резьбы наличников и подзоров, крашеных филенчатых ставней придает рядовой застройке особое обаяние.
Есть несколько зданий, совершенно исключительных по своему оформлению. Торцы срубов этих домов как бы "одеваются" в алебастровые полуколонны. Особенно эффектно выглядят углы строений. Двойные полуколонны дают сложную игру формы и светотени. Именно их можно назвать фирменным знаком архитектуры исторического Каракола.
1895 году по решению общественного собрания Пржевальска было решено открыть народную библиотеку-читальню. После настойчивых ходатайств общественности во главе с городским старостой Барсовым библиотеку открыли в специально построенном здании. Второй этаж оформлен каннелюрованными полуколоннами. Эффектный резной балкон украшен двойными арочками с гирьками.
И такие дома традиционные для конца XIX века, единичные сегодня в Бишкеке и Токмаке, здесь исчисляются сотнями и формируют среду исторического центра города. Они-то и представляют собой основное богатство каракольского наследия.
Прощание славянки.
Но уникальное напоминание о прошлом под угрозой. Историческая городская среда входит в период трансформаций. Они происходят тем быстрее, чем скорее исчезает коренное население города - русскоязычные потомки первых переселенцев. Особую тревогу вызывает состояние каракольского вернакуляра - рядовой застройки.
Деревянные дома могут служить людям довольно долго. Но для этого необходимы соответствующий уход и хотя бы примерное понимание их ценности. Однако на местах нет ни того, ни другого. Старые здания ветшают, разрушаются, в лучшем случае продаются. Покупатели смело переделывают все на свой лад. Новые хозяева абсолютно не считаются с их архитектурным и историческим значением. Сегодня на отремонтированных фасадах можно видеть причудливое смешение традиционных деревянных наличников, накладного алебастра и наивного геометрического орнамента.
Нельзя заставить людей заботится о своем наследии. Найдутся ли те, кто сможет понять культурную и, что немаловажно, экономическую ценность старинных строений? Ведь областной центр Прииссыккулья весьма привлекателен в плане международного туризма. А гостям интересны, прежде всего, подлинность и особый дух места - то, что отличает его от любого другого.
К сожалению, мы еще пока не осознали необходимости спасения удивительного мира старинных строений, многие из которых даже не включены в список памятников истории, охраняемых государством. Теряя память, не лишаемся ли мы чего-то очень важного, что связывает нас со своими истоками, без которых человек превращается в Ивана, не помнящего родства?
Юрий Александров.
"Вечерний Бишкек"
17 августа 2007 года.
|